"Стремная" профессия?

стедикамщик, стремная профессия, стедикам

Однако, речь пойдет не об этом, а о степени допустимого риска при съёмке в принципе.

Самое банальное, что может произойти с бегущим на пределе своих возможностей стедикамщиком, это, извините, падение. В этом случае страдает здоровье, ломается личное (стедикам) и чужое (камера) оборудование.

Обычно, а это 90% всего съемочного времени, ничего экстремального при съемке не происходит. Чаще всего, это диалоги на ходу на натуре или в интерьере. Актеры идут по относительно ровной поверхности и не особо быстро. Даже лестница не должна напрягать опытного стедикамщика, т.к. есть специальные тренинги и способы достойно справиться с этой проблемой. Кстати, самое опасное - это небольшое препятствие, которому не уделяется достойного внимания. Я сам неоднократно падал в простых и до обидного нелепых ситуациях. На съёмках "Бумера-2" я оступился и "уселся" верхом на кучу песка, причем это было снято на видео и растиражировано в "фильме о фильме " на DVD. Андрей Языджи в своей книге "СТЕДИКАМ - практика и творчество" поместил целую серию снимков своего падения также на относительно  ровном месте

 

 

  Самое удивительное, но стедикамщик падает не так жестко, как может показаться. Всему виной... сам стедикам, имеющий собственную достаточную массу и инертность. При падении оператор как бы "хватается" за него, тем самым замедляя собственную скорость, а жилет, обладая жесткостью и внутренним напряжением, защищает от травм туловище.

Бежать со стедикамом следует соглашаться лишь в исключительных случаях. Тут дело не столько в опасности падения, сколько в снижении контроля за качеством картинки. Для качественного решения этой проблемы можно использовать рикшу, электрокар, квадроцикл и т.д. Консоль устанавливается на жестком креплении, а не на жилете.

Однако и в этом случае существуют "подводные камни".

Сидящий на квадроцикле оператор с системой смещает центр массы и неопытный водитель при движении в гору или с горы может перевернуться. Снегоход также обладает иллюзией устойчивости, поэтому пристегиваться ремнем нельзя ни в коем случае, чтобы при перевороте был шанс избежать тяжелых травм.

Катера и лодки также могут преподнести немало сюрпризов, при этом водолазы оборудование, конечно, достанут... Некоторые производители жилетов для стедикамов снабжают их т.н. "самосбросом" - лентой, прошитой через его заднюю часть и снабженную "липучками".

В экстренном случае жилет раскрывается сзади целиком и оператор может, например, выплыть на поверхность воды со счастливой улыбкой, оставив все свое (и чужое!) оборудование на дне водоёма. А если учитывать, что ситуация со страховкой в нашей стране пока недостаточная, можно предположить, что на рискованные предприятия лучше не соглашаться.

Активно осваиваются новые и экзотические средства передвижения, такие, как электросамокат "сигвей", моноцикл или какие-нибудь "прыгалки". Однако, если сигвей опасен лишь на поворотах при критичных для него скоростях, то "прыгалки" опасны в принципе, а не только со стедикамом.

Не всегда благополучие оператора стедикама зависит от него самого.

Можно сто раз проверить маршрут движения, отмечая для себя все повороты и препятствия, но всё может свести на нет ошибка других людей разных кинопрофессий, которые работают с тобой бок о бок, а опыт порой у них разный. Иногда доходит до смешного - режиссер меняет мизансцену, не предупреждая об этом стедикамщика. Последствия бывают порой печальны.

Еще более печальны бывают отношения с пиротехникой. Я постоянно вожу с собой очки из ударопрочного пластика, которые не раз спасали мои глаза от непрогоревших остатков холостых патронов, "посадок" и случайных камушков от взрывов.

Однако, человек так устроен, что всегда ищет приключений... Кто-то, имея в прошлом серъезную спортивную подготовку, пытается реализовать её на своем новом поприще. Иногда это с блеском удается.

Я видел потрясающе снятые со стедикама кадры акробатических трюков на роликах и на горных лыжах, но нужно уточнить, что во всех случаях использовались очень легкие камеры. Сам принцип съемки со стедикама подразумевает "зависимое" перемещение оператора, когда камере задается своя расчитанная траектория, а стедикамщик как бы её "обслуживает".

 

Двигаясь на коньках или лыжах, приходится следовать технике перемещения, принятой в данном виде спорта. И практически всегда это входит в противоречие со стедикамом.

Как сказал мне однажды один стедикамщик, бывший хоккеист: "Пока разгоняешься, всё получается "в браке", и лишь затем возможно как-то согласованно управлять камерой"

 

Очень популярны почему-то неугомонные попытки снимать со стедикамом с лошади (верблюда, слона). Эти попытки, на мой взгляд, изначально обречены на провал.

Лошадь - достаточно крупное животное, и в любом случае стедикам будет упираться в колено всадника. Да и кроме лошадиных ушей что ещё значительного можно снять в этом случае?

 

Также необходимо учитывать, что в настоящее время есть достаточное количество съемочных средств, способных более качественно выполнить аналогичную задачу ("рашен арм", "гравицапа").

 

Эти же системы, в отличие от стедикама, устойчивее ведут себя и в вертолете.

Сама по себе съемка с вертолета со снятой дверью и страховкой не опасна, если только вертолет большой. А в маленьких пилоты обычно просят снять обе боковые двери, опасаясь за его неуправляемость, но все равно "паразитными" потоками его так болтает, что становится "стремно".

Можно предположить, что движет человеком при принятии решения на "стремные" варианты съемок со стедикамом, однако, главным всегда должна быть безопасность окружающих и близких тебе людей, а это важнее, чем амбиции, карьера и уж тем более сиюминутные ощущения.

 

Средняя: 5 (1 vote)