Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Как выбирать оборудование, работать с пространством и светом, какую носить одежду на съемках и почему надо соблюдать субординацию в группе. Важными принципами делится востребованный специалист в востребованной профессии.

Как стать стедикамщиком?

Неважно, кем ты был до профессии оператора стедикама. Если тебе удалось купить себе стедикам, ты физически отлично себя чувствуешь, коммуникабелен и любишь кино, то вперёд, всё должно получиться. Лучшее начало — профессиональные курсы. В России было четыре официальных мастер-класса: два у Гарретта Брауна и столько же у Курта Шалера. На них подробно объяснялись азы профессии, плюс была практика. Правда, в Россию они не хотят больше ездить, не знаю почему. Поэтому копите денежки, учите английский, и – в Европу. Ну, и книжки есть, форумы. Правда, это медленно, зато бесплатно. 

004.jpg

На съемках фильма «Первая любовь» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Есть удивительные люди в нашей профессии. Ларри Макконки в свои «за шестьдесят» делает потрясающие кадропланы, которые можно просматривать бесконечно. Тэд Черчилл был последовательным популяризатором стедикама до конца жизни. А Игорь Черных еще в 1977 году сделал самодельный аппарат, на котором снимал прекрасные кадры. Глядя на этих людей, я все больше уважаю и люблю свою профессию.
 

Как выбирать оборудование?

008.jpg

На съемках фильма «Елки» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Обратите внимание, что стедикам со времени патента Гарретта Брауна 1973 года практически не изменился. Есть производители, где лучше изготовлена рука, где-то удобней жилет или функциональнее консоль. Большинство топовых операторов в мире имеют «франкенриги», когда части некогда бывшего целого волею нового хозяина соединяются воедино. Это идеальный вариант, но трудоемкий и затратный. Поэтому я купил свой Artemis у немцев в рассрочку в 2005 году. Они мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться. Хорошо, что стабилизатор оказался достойным, а обслуживание отменным. С тех пор произошла революционная смена носителя изображения с кинопленки на цифру. Пришлось вынужденно сменить часть оборудования. Тем не менее, я до сих пор использую аналоговый монитор с ламповой подсветкой! Это уже «прадедушка» нынешних HD мониторов, но он отлично работает. Однако для «видеодеревни» пришлось купить дорогой и стабильный комплект передачи HD сигнала, это важнее. Также оказался очень полезным ручной монитор со встроенным приемником, позволяющий режиссеру быть рядом с актерами и видеть изображение. Замечательная вещь — головки на бесколлекторных двигателях! С их помощью можно снимать необычные кадры. Однако в реальном производстве стедикам пока лучше. Сейчас есть тенденция слияния двух систем в одну, и за этим гибридом большое будущее. 

002.jpg

На съемках рекламного ролика / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Разнообразие съёмочных камер в России невелико. Необходимо установить камеру на стедикам, запитать её, закрепить на оптику фокус-контроль и передать сигнал режиссеру. Даже с 3D-ригами имеющиеся нюансы решаемы. Однако нет ничего хуже «сюрпризов» на площадке. Поэтому я стараюсь согласовать все вопросы заранее. 
 

Как и с кем работать в команде?

010.jpg

На съемках фильма «Консервы» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Во взаимоотношениях в группе на первом месте стоит субординация. Я выполняю задачу оператора-постановщика. Согласовывается композиция, ритм движения, скорость панорам и так далее. Оператор-постановщик всегда значительно больше в материале, чем оператор стедикама. Я в данном случае — его «руки», поэтому стараюсь быть максимально точным. Но режиссер иногда обращается ко мне напрямую, меняя с актерами мизансцену или чтобы сократить время на обсуждение, — это нормальная ситуация, но я стараюсь ею не злоупотреблять. Есть еще отношения со вторым режиссером, которые весьма важны, так как от них зависит четкость работы, отсутствие «провисаний». Что касается актеров, то я всегда стараюсь давать им полную свободу в движении и только если не успеваю или важны точные положения по мизансцене, делаю поправки, но чаще через второго режиссера. Актер — существо тонко организованное, и если загрузить молодого актера поправками по движению, пропадает легкость игры.

006.jpg

На съемках фильма «Утомленные солнцем 2» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Оператору стедикама Ларри Макконки Мартин Скорсезе присылает сценарий заранее, чтобы тот «покреативил». Затем, если требуется, под эти кадры изготавливаются специальные приспособления. Это высший пилотаж. Недавно я услышал интересный термин — «режиссер стедикама». Это значит, что оператор стедикама — это личность на площадке, использующая свой опыт для активной помощи режиссеру и оператору в разведении мизансцен. Но не всегда этот опыт востребован. В рекламе, к примеру, каждый кадр утверждается заказчиком и контролируется агентством, и советы не приветствуются.
 

Как готовиться к съемке?

005.jpg

На съемках фильма «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Длинные и сложные мизансцены в России теперь также репетируют с дублерами, чтобы сэкономить время, особенно, если актеры дорогие или капризные. Однако, если сцена «живая» и открытая для импровизаций, без участия актеров это невозможно. Как-то раз я приехал на смену, где сложная шестиминутная сцена до этого репетировалась пару дней, снималась на видео и анализировалась. Мне осталось только снять её. Но это в идеале. Иногда приходится терпеливо объяснять режиссеру, что репетиция без камеры — не моя прихоть, а необходимость.

003.jpg

На съемках фильма «1612» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Павильоны в кино строятся с учетом движения в них и легко трансформируются. Интерьеры же всегда выбираются под конкретные сцены. В любом пространстве я должен реализовать любую мизансценическую задачу режиссера и оператора, поэтому ограничений с моей стороны должно быть минимум. Актеры движутся в соответствии с действием их персонажа, меняя ритм и перестраиваясь, а я просто должен оказаться при этом в нужном месте вовремя.  

007_0.jpg

На съемках фильма «Ключ саламандры» / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Работа со светом — прерогатива оператора-постановщика. Это всегда сложно, так как движется и объект, и камера, причем иногда достаточно продолжительно. В интерьере подготовка занимает много времени: крепится свет под потолок, разносится и прячется коммутация. Часто синхронно с камерой движется мобильный осветительный прибор. Там, где технически не удается сократить яркостные перепады, я ставлю второй мотор на управление диафрагмой объектива. Также приходится следить во время движения за отражениями от приборов в кадре.
 

Что носить и как работать в сложных условиях? 

009.jpg

Оператор стедикама: Игорь Вотинцев / На съемках фильма "История летчика"

Одежда просто должна быть соответствующей и удобной. Но главное — не создавать проблем для других. Я много использую трикотажа и одежды для охотников просто потому, что она не шуршит. Кроссовки со светлой подошвой не оставляют следов в музеях и дорогих квартирах. А вот яркая цветная одежда будет везде отражаться и давать рефлексы, лучше оставить её для финальной «шапки». 

К сожалению любая погодная «ненормальность» в кадре смотрится отлично. Под проливным дождем даже плохой актер вдруг становится правдив, а на шквальном ветру его взгляд оказывается острее. Ну, а технике все это не нравится. Приходится зачехляться и заматываться, от ветра использовать защиту и ставить гироскоп, на морозе греть монитор и батареи, но работать!
 

Стоит ли рисковать?

001.jpg

На съемках рекламного ролика / Оператор стедикама: Игорь Вотинцев

Риск существует всегда, но ограничитель — разумность. Эффектность кадров – в их зрелищности, и нельзя отказываться от сцены под предлогом того, что это опасно. Например, здорово съехать со стедикамом на снегоходе с горы параллельно лыжникам. Нужно просто сначала сделать тесты, определиться с допустимой скоростью, закрепить стедикам на жестком креплении (ни в коем случае не на себе!) и вперед. На квадроцикле необходим «противовес» с обратной стороны для предотвращения опрокидывания. Также, если нет хоккейного или горнолыжного прошлого, лучше не обращаться к этому со стедикамом — для реализации подобных кадров существуют другие инструменты. Зимой я вожу с собой «кошки» для предотвращения падения в гололед. Всегда есть защитные очки от пиротехнических взрывов и маска от пыли.

 

http://tvkinoradio.ru/article/article5676-operator-stedikama-igor-votincev

Средняя: 5 (2 votes)

Разработка сайта - Lera Mulina