Мобильный свет и стедикам

стедикам, камио, camio

Постановка освещения сцены с участием стедикама в интерьерах всегда сложна. Дело в длительности проходов и в ограниченности пространства. К прочим проблемам добавляется постоянное присутствие перед актерами минимум трех человек (стедикамщика с камерой, микрофонщика с бумом и фокуспуллера), которые так и норовят перекрыть собой свет.

Почти всегда установка освещения на интерьерные проходы со стедикама зависит от времени и бюджета проекта. Чаще всего оптимизируется функциональный свет, который уже имеется в помещении. Лампы накаливания заменяются на более мощные или на матовые. На люминисцентные источники одеваются компенсационные фильтры, либо к этому спектру "подгоняются" другие лампы.

Если позволяет высота потолка, устанавливается киноосвещение. Обычно это малогабаритные легкие линзовые приборы или лампы Kino Flo. Затем принимается решение об использовании "мобильного" света.

Конечно, самый идеальный вариант в этом случае аккумуляторный прибор достаточной мощности, но на практике все они имеют "убитые" аккумуляторы и арендные компании не торопятся их заменять. Остается осветителям бегать с длинным сетевым кабелем, а это весьма непросто, особенно когда скорость движения "процессии" велика.

Но деваться некуда и "светики" носят в руках тяжелые четырехламповые Kino Flo, а иногда и кое-чего потяжелее. Иногда, если покрытие пола позволяет, удается прибор катить на колесном штативе, хотя это также непросто.

Время от времени мне предлагают закрепить какой-либо прибор на стедикам в стиле "а не слабо?" Идея, как вы понимаете, не плоха и не нова. Плюсы в том, что величина освещения почти постоянна, минус, что свет прямой, "плоский" и многим операторам это не нравится, если конечно это не "медийный" проект с участием "гламурных" персонажей, трепетно относящихся к морщинкам на своем лице.
Таким образом, накамерный свет, который использовался всегда лишь на TV или в документалистике, вдруг стал востребован и в игровом кино. Сами приборы, а особенно источники света сильно изменились за последнее время. Лампа накаливания сменилась на газоразрядную и на более перспективные светодиоды.

Вобщем, через какое-то время я решил приобрести подобный прибор, расчитывая подключать его к стедикаму и использовать по необходимости. На тот момент на российском рынке было лишь две интересующие меня системы. Это Camio, компании Kino Flo, с флуоресцентной круглой лампой и Kisslite компании Gekko  со светодиодами.

Ring Light Mini компании Light Panel тогда еще не был выпущен на рынок, и существовал лишь его более старший и громоздкий собрат, для стедикама непригодный. Оба прибора мне любезно предоставили для тестирования.

Gekko был хорош. Превосходное качество изготовления, каждый светодиод в микролинзе, хороший световой поток. В комплекте пластиковые фильтры, окрашенные в массе... в общем всё замечательно, если бы не цена. Полный комплект "тянул" под 8000 евро(!!!). Даже не сомневаюсь, что вещь того стоила, но моя цель была приобретение дополнительной опции к стедикаму и денег за её аренду я брать не планировал.

Оставался Camio. Чем больше я его "юзал", тем больше он мне нравился. Световой поток оказался идентичен светодиодному Gekko (за рассеивающим молочным фильтром). Далее, характер светоиспускания самой лампы оказался более приемлем для стедикама. При резком сокращении дистанции между камерой и объективом прирост освещения вопреки законам физики визуально был менее заметным, нежели у светодиодов. Масса всей конструкции также была меньше. Радовало, что прибор с верхней, боковыми шторками и рамками фильтродержателей превращался в полноценный легкий компендиум. В комплекте было шесть посадочных колец под самые распространенные диаметры оптики (в дальнейшем я докупил еще пару). Также в комлекте был диммер, сетевой блок, накамерное крепление для диммера, лекало для быстрой нарезки фолиевых фильтров, две лампы 5500*К и 3200*К.

Дедо Вайгерт (Dedo Weigert) основатель компании Dedotec, сделал мне хорошую скидку, и я принял решение покупать.

В дальнейшем я приобрел кроме дополнительных колец крепления, еще две рамки для стекляных фильтров 4X5,65 компании Chrosziel, и вся конструкция стала готова к любым испытаниям.

Обычно мой ринглайт (я так его называю, хотя ringlight™ - запатентованное название компании Light Panel) редко используется на полную мощность, всегда за фильтрами и частично на диммере. Задача - "оживить" глаза актера, и лишь в редких случаях прибор работает как экспозиционный.

Мне понравилось, как использовал Camio американский оператор Рохир Стофферс (Rogier Stoffers), с которым я работал на картине "Москва 2017". Очень корректно, контролируя минимальное расстояние до актера и заклеивая все "паразитные" световые щели на приборе между лампой и фильтром. При этом основной световой рисунок выстраивался не менее долго и тщательно.

На один цельный проход со стедикамом (не менее минуты) тратилось обычно полсмены, причем не ковыряя в носу, а в бурной деятельности.
Со временем характеристики приборов изменились. Большую, принципиально новую линейку выпустил Light Panel, они стали более распространены и иногда меня просят закрепить один из них на стедикаме. Никаких проблем это не вызывает, т.к. приборы имеют резьбу 1/4" и собственный аккумулятор. Остается лишь найти нужное для освещения положение с помощью "мэджика". Обычно это позиция чуть ниже объектива (как на фото).

Безусловно, при использовании накамерных приборов существуют существенные ограничения. Это уже упоминавшийся прирост яркости при приближении объекта к камере, особенно неприятно это проявляется, когда имеется передний план в кадре. Он, как правило, пересвечен.

Существуют решения этой проблемы. Кристиан Бетц из Мюнхена производит дистанционно управляемый диммер, включаемый в выход для мотора радиофокуса, который изменяет яркость подключенной лампы в соответствии с расстоянием до объекта. Жаль, что этот замечательный дивайс подходит только к радиофокусам Chrosziel.

Вторая проблема - это отражения от зеркальных и полированных панелей в кадре. Иногда их количество становится критичным и приходится отказываться от использования ринглайта.
Прошло много времени с момента использования мной замечательного накамерного прибора Camio Kinoflo, а он ни капельки не устарел, есть лишь заметная вмятина от удара мечом при съемке драки, и продолжает радовать меня своим качеством и работоспособностью.

Голосов еще нет