Опубликовано пользователем admin
О силовых гироскопах для своего стедикама я вспомнил, находясь на съемках в Калмыкии, где ветер, по выражению местных жителей, дует всего два раза в год - первые полгода в одну сторону, затем в противоположном направлении. Какое это «счастье» для оператора стедикама, объяснять не буду.
Конечно, я прикрывался как мог, «светиков» с рамами и флоппи самих сдувало, однако стедикам они защищали. Картинка для таких условий была приемлемая, но всегда хочется большего, и я вспомнил о гироскопах.
У меня есть опыт использования довольно интересной конструкции отечественного производства «КеллиКам», где в качестве противовеса камеры в консоли использовался гироблок. Внутри него располагалось три пары гироскопов, ориентированных в разных плоскостях, а сам корпус был изготовлен из звукопоглощающего пеноматериала.
Видеовизир располагался в шлеме и представлял собой две трубки Betacam, регулируемые по базе. Инвертер был выполнен в виде отдельного блока, причем частота тока (скорость раскрутки) была регулируемой для каждой пары гироскопов. Разработкой и изготовлением данной конструкции занимались весьма компетентные и уважаемые люди, было даже изготовлено несколько предсерийных образцов, однако все завершилось по причине политической и экономической ситуации в то время.
С помощью «КеллиКама» я снял много интересных кадров (во многом благодаря именно «сверхстабильности» системы), например длиннофокусные планы с вертолета, портрет бегущей по полю собаки и так далее. Однако применение системы для актерских сцен было ограничено ввиду инертности и ограниченности маневра. Даже попытки изменить скорость вращения, допустим, только по горизонтали не приводили к желаемым результатам.
Система была подвержена так называемым срывам, то есть мгновенному ослаблению сопротивления гироскопа и его переориентации. На картинке это выглядело как рывок панорамы. Все это я хорошо помнил, но существовала мировая практика использования силовых гироскопов операторами стедикама, и после изучения рынка я обратился к Тимуру Мусаеву из «Корпорации DNK» с просьбой привезти мне из Америки два комплекта.
Объясню, почему два. Многие операторы стедикама используют два гироскопа, закрепленные на посте под углом 90° друг к другу. Но при этом общий вес системы значительно возрастает, сопротивляемость, то есть внутренняя инертность, - тоже. Причем до такой степени, что (как выразился один мой немецкий коллега) «работать невозможно».
Я все-таки решил провести комплексное испытание, а в случае подтверждения мнения коллеги один комплект продать. Скажу сразу - продал.
Сам гироскоп оказался приятней, чем я ожидал. Модель KS-6 вместе с инвертером (400 Гц) и проводами весила 1,5 кг. По весу камера была одна из самых легких (ARRI235 - 12кг), но проблем с балансировкой не возникло. Я побоялся, что могут быть проблемы с питанием, и специально купил батарею мощностью 160 Вт (пусковое-раскрутка - 26 Вт, рабочее - 11 Вт). Однако наполовину разряженная батарея мощностью 90 Вт с успехом раскрутила мой гироскоп до нужного значения - не за четыре минуты, но за семь точно!
Теперь про крепления. Стандартное крепление у гироскопа обладает «киношной»(3/4") резьбой. Поэтому мой комплект был сначала отправлен на фирму Джорджа Паддока, который изготавливает специальное крепление под мой стандарт поста 1,5'' (Artemis CineHD). В остальных случаях крепление для стедикама нужно заказывать отдельно либо изготовлять самостоятельно. Я предпочитаю оборудование, уже готовое к эксплуатации, поэтому выбрал именно такой путь.
Теперь про сам тест. Я решил провести разведку боем и закрепил гироскоп на пост при съемке с нижней точки. Не знаю ни одного оператора стедикама, который бы любил такое положение камеры. Работать неудобно, инертность вертикальных панорам возрастает, горизонтальные же остаются прежними.
Однако я намеренно разместил гироскоп вертикально, чтобы оценить эффект в полной мере. Результат превзошел все мои ожидания. У движения камеры появилась новая пластика, некая «маслянистость», при этом скорость слежения за объектом снизилась незначительно. Такой пластики обычно приходится добиваться за счет едва ощутимого касания гимбла и затаивания дыхания на статике. Здесь же при более грубой и даже небрежной работе результат такой же! При этом неминуемые «срывы» гироскопа очень мягки и незаметны (в тесте использовался объектив 50 мм).
Вывод простой - я доволен!
Безусловно, многие западные коллеги правильно говорят: гироскопы не панацея, нужно для начала освоить обычную технику (2-3 года практики), а уж затем использовать подобное оборудование.
И напоследок про ветер в Калмыкии. От него, к сожалению, спасения нет - гироскопы не помогают. Система все равно реагирует на ветер, просто позже, и исправить ситуацию становиться сложнее.
Но остаются другие области применения. Это уже упомянутая нижняя точка и тем более использование суперпоста, всевозможные проезды на автомобилях и квадроциклах, съемки с вертолета, использование длиннофокусной оптики, а также смежное использование при ручной съемке (для этого в комплекте есть своя батарея и длинный кабель).
Недавно довелось поработать на досъемках картины «Сердце врага» (режиссер Александр Высоковский, оператор Максим Шинкоренко). Съемки проводились на Подмосковном аэродроме...Порывы ветра достигали 17м\сек. Чтобы избежать завалов горизонта, я закрепил свой KS-6 вертикально на посте как можно ближе к ручке гимбала, ровно настолько, чтобы не мешал правой ведущей руке работать.
Ситуация с горизонтом меня порадовала, однако на статике трудно было удержать кадр идеально неподвижным из-за того, что гироскоп, расположенный вертикально, на панорамирование почти не оказывал влияния, а ветер как раз наоборот!
Физику не обманешь, и я слегка пожалел, что продал второй гироскоп. Но во время пробных тестов общий вес системы с двумя гироскопами для 10-ти килограммовой камеры был недопустимым, и это повлияло на мое решение оставить лишь один.
Вторая проблема заключалась в очень динамичной мизансцене. Я понял, что гироскоп не любит быстрых панорам, он «срывается». На «картинке» это не сильно заметно, но ощущение неприятное.
В комплекте креплений гироскопов помимо хомута на пост была площадка с возможностью повесить его вместо одной из батарей «Anton Bauer». Она предназначена для стедикама GPI-PRO, у которого С-батарея расположена под углом 45 градусов, у меня же на «Артемисе» она горизонтально, поэтому закрепленный на ней гироскоп, в свою очередь, становится под углом в 45 градусов. Если после этого сам гироскоп еще повернуть на 45 градусов, то он оказывается под этим углом ко всем трем осям координат. Эту схему придумал Ларри Макконки и с успехом применял.
Я попробовал сделать тоже самое, и скажу, что эффект довольно неплохой, однако имеет место едва заметное качание по вертикали. Им можно пренебречь, заметят его, пожалуй, лишь специалисты, да и то при съемке, например, архитектуры, когда нет актеров в кадре. Хотя любителей идеальной прецизионности такой люфт вряд ли устроит.
Каков же вывод?
1. Манеру работы при использовании гироскопов нужно менять. Вешать гироскоп, не включая его, репетировать, затем принимать решение о включении.
2. Больше перемещений по горизонтали совершать консолью, избегая панорам гимбалом.
3. Использовать все-таки еще один гироскоп, но меньшей массы, и закрепленный горизонтально на камере, либо «antlers», чтобы добиться равноценного сопротивления по горизонтали.
Удачи вам, друзья, в умелом использовании технического прогресса в российском кинематографе и телепроизводстве!
- Войдите, чтобы оставлять комментарии