Гироскопы

гироскоп для стедикам

О силовых гироскопах для своего стедикама я вспомнил, находясь на съемках в Калмыкии, где ветер, по выражению местных жителей, дует всего два раза в год - первые полгода в одну сторону, затем в противоположном направлении. Какое это «счастье» для оператора стедикама, объяснять не буду.

Конечно, я прикрывался как мог, «светиков» с рамами и флоппи самих сдувало, однако стедикам они защищали. Картинка для таких условий была приемлемая, но всегда хочется большего, и я вспомнил о гироскопах.

У меня есть опыт использования довольно интересной конструкции отечественного производства «КеллиКам», где в качестве противовеса камеры в консоли использовался гироблок. Внутри него располагалось три пары гироскопов, ориентированных в разных плоскостях, а сам корпус был изготовлен из звукопоглощающего пеноматериала.

Келликам

Видеовизир располагался в шлеме и представлял собой две трубки Betacam, регулируемые по базе. Инвертер был выполнен в виде отдельного блока, причем частота тока (скорость раскрутки) была регулируемой для каждой пары гироскопов. Разработкой и изготовлением данной конструкции занимались весьма компетентные и уважаемые люди, было даже изготовлено несколько предсерийных образцов, однако все завершилось по причине политической и экономической ситуации в то время.

КелликамС помощью «КеллиКама» я снял много интересных кадров (во многом благодаря именно «сверхстабильности» системы), например длиннофокусные планы с вертолета, портрет бегущей по полю собаки и так далее. Однако применение системы для актерских сцен было ограничено ввиду инертности и ограниченности маневра. Даже попытки изменить скорость вращения, допустим, только по горизонтали не приводили к желаемым результатам.

Система была подвержена так называемым срывам, то есть мгновенному ослаблению сопротивления гироскопа и его переориентации. На картинке это выглядело как рывок панорамы. Все это я хорошо помнил, но существовала мировая практика использования силовых гироскопов операторами стедикама, и после изучения рынка я обратился к Тимуру Мусаеву из «Корпорации DNK» с просьбой привезти мне из Америки два комплекта.

Объясню, почему два. Многие операторы стедикама используют два гироскопа, закрепленные на посте под углом 90° друг к другу. Но при этом общий вес системы значительно возрастает, сопротивляемость, то есть внутренняя инертность, - тоже. Причем до такой степени, что (как выразился один мой немецкий коллега) «работать невозможно».

Я все-таки решил провести комплексное испытание, а в случае подтверждения мнения коллеги один комплект продать. Скажу сразу - продал.

гироскоп для стедикамСам гироскоп оказался приятней, чем я ожидал. Модель KS-6 вместе с инвертером (400 Гц) и проводами весила 1,5 кг. По весу камера была одна из самых легких (ARRI235 - 12кг), но проблем с балансировкой не возникло. Я побоялся, что могут быть проблемы с питанием, и специально купил батарею мощностью 160 Вт (пусковое-раскрутка - 26 Вт, рабочее - 11 Вт). Однако наполовину разряженная батарея мощностью 90 Вт с успехом раскрутила мой гироскоп до нужного значения - не за четыре минуты, но за семь точно!

Теперь про крепления. Стандартное крепление у гироскопа обладает «киношной»(3/4") резьбой. Поэтому мой комплект был сначала отправлен на фирму Джорджа Паддока, который изготавливает специальное крепление под мой стандарт поста 1,5'' (Artemis CineHD). В остальных случаях крепление для стедикама нужно заказывать отдельно либо изготовлять самостоятельно. Я предпочитаю оборудование, уже готовое к эксплуатации, поэтому выбрал именно такой путь.

гироскоп для стедикамТеперь про сам тест. Я решил провести разведку боем и закрепил гироскоп на пост при съемке с нижней точки. Не знаю ни одного оператора стедикама, который бы любил такое положение камеры. Работать неудобно, инертность вертикальных панорам возрастает, горизонтальные же остаются прежними.

Однако я намеренно разместил гироскоп вертикально, чтобы оценить эффект в полной мере. Результат превзошел все мои ожидания. У движения камеры появилась новая пластика, некая «маслянистость», при этом скорость слежения за объектом снизилась незначительно. Такой пластики обычно приходится добиваться за счет едва ощутимого касания гимбла и затаивания дыхания на статике. Здесь же при более грубой и даже небрежной работе результат такой же! При этом неминуемые «срывы» гироскопа очень мягки и незаметны (в тесте использовался объектив 50 мм).

Вывод простой - я доволен!

Безусловно, многие западные коллеги правильно говорят: гироскопы не панацея, нужно для начала освоить обычную технику (2-3 года практики), а уж затем использовать подобное оборудование.

И напоследок про ветер в Калмыкии. От него, к сожалению, спасения нет - гироскопы не помогают. Система все равно реагирует на ветер, просто позже, и исправить ситуацию становиться сложнее.

Но остаются другие области применения. Это уже упомянутая нижняя точка и тем более использование суперпоста, всевозможные проезды на автомобилях и квадроциклах, съемки с вертолета, использование длиннофокусной оптики, а также смежное использование при ручной съемке (для этого в комплекте есть своя батарея и длинный кабель).

фильм "Сердце врага" использование гироскопа для стедикам, оператор Игорь ВотинцевНедавно довелось поработать на досъемках картины «Сердце врага» (режиссер Александр Высоковский, оператор Максим Шинкоренко). Съемки проводились на Подмосковном аэродроме...Порывы ветра достигали 17м\сек. Чтобы избежать завалов горизонта, я закрепил свой KS-6 вертикально на посте как можно ближе к ручке гимбала, ровно настолько, чтобы не мешал правой ведущей руке работать.

Ситуация с горизонтом меня порадовала, однако на статике трудно было удержать кадр идеально неподвижным из-за того, что гироскоп, расположенный вертикально, на панорамирование почти не оказывал влияния, а ветер как раз наоборот!

Физику не обманешь, и я слегка пожалел, что продал второй гироскоп. Но во время пробных тестов общий вес системы с двумя гироскопами для 10-ти килограммовой камеры был недопустимым, и это повлияло на мое решение оставить лишь один.

Вторая проблема заключалась в очень динамичной мизансцене. Я понял, что гироскоп не любит быстрых панорам, он «срывается». На «картинке» это не сильно заметно, но ощущение неприятное.

В комплекте креплений гироскопов помимо хомута на пост была площадка с возможностью повесить его вместо одной из батарей «Anton Bauer». Она предназначена для стедикама GPI-PRO, у которого С-батарея расположена под углом 45 градусов, у меня же на «Артемисе» она горизонтально, поэтому закрепленный на ней гироскоп, в свою очередь, становится под углом в 45 градусов. Если после этого сам гироскоп еще повернуть на 45 градусов, то он оказывается под этим углом ко всем трем осям координат. Эту схему придумал Ларри Макконки и с успехом применял.

Я попробовал сделать тоже самое, и скажу, что эффект довольно неплохой, однако имеет место едва заметное качание по вертикали. Им можно пренебречь, заметят его, пожалуй, лишь специалисты, да и то при съемке, например, архитектуры, когда нет актеров в кадре. Хотя любителей идеальной прецизионности такой люфт вряд ли устроит.

гироскоп для стедикамКаков же вывод?

1. Манеру работы при использовании гироскопов нужно менять. Вешать гироскоп, не включая его, репетировать, затем принимать решение о включении.

2. Больше перемещений по горизонтали совершать консолью, избегая панорам гимбалом.

3. Использовать все-таки еще один гироскоп, но меньшей массы, и закрепленный горизонтально на камере, либо «antlers», чтобы добиться равноценного сопротивления по горизонтали.

 

Удачи вам, друзья, в умелом использовании технического прогресса в российском кинематографе и телепроизводстве!

Средняя: 5 (1 vote)